Дата празднования Яблочного спаса в 2022 году и традиции, что можно и нельзя

Славянские народы обладают богатой культурой, построенной на обычаях и традициях предков. Одним из столпов культурного наследия являются многочисленные праздники, сформированные вокруг значимых событий или дат. К ним относится Яблочный или Второй спас, в основу которого заложено несколько ключевых явлений. Почему этот праздник так важен в славянской культуре, а как его принято отмечать в наши дни, разберемся ниже.

История происхождения Преображения Господня

Уникальность этого праздника заключается в сочетании срезу нескольких крупных событий, отмечаемых по всему миру в этот день:

  1. Праздник урожая и преображения природы.

Древние славяне считали, что именно в этот день лето идет на убыль, и осень начинает вступать в свои законные права. С этого дня разрешается есть овощи и фрукты, собранные с нового урожая, а яблоко, как символ обилия и щедрости природы, освящается в церкви.

  1. Преображение Господне.

Не менее значимым этот день считается и у христиан, так как, согласно легенде, именно в этот день произошло явление Господа нашего Иисусу Христу и его ближайшим соратникам, во время молитв на горе Фавор.

Обратите внимание! Дата празднования Яблочного спаса и Преображения Господня – 19 августа.

Богословское толкование православного праздника

Не все прихожане понимают истинный смысл Преображения Господня и недоумевают, почему он празднуется с таким размахом. Все дело в духовной подоплеке события, считающейся знаковой всеми богословами без исключения:

  1. Соединение божественного и человеческого начала в Иисусе Христе, что объясняет его право повелевать народами и направлять их по верному пути.
  2. Появление рядом с Иисусом Христом двух пророков – Илии и Моисея. Они символизируют Смерть и Жизнь, показывая тем самым, кто вправе распоряжаться ими, владычествуя над просторами небесными и земными.
  3. Появление Господа Нашего в материальном обличье никогда не происходит без глубокой на то причины, что еще раз доказывает важность происходящего на горе в тот знаменательный день.

яблочный спас

Богослужение

Такое событие не может пройти незамеченным, и в этот день в храмах происходят праздничные богослужения. Настоятелями храмов читаются:

  1. Канон.
  2. Тропарь.
  3. Кондак.
  4. Стихера на Великой вечерни.
  5. Паремии.

Их тесты будут представлены ниже для тех граждан, кто хочет глубже познать духовные каноны, проникнувшись благодатью господней.

яблочный спас

Канон

Песнь 1.

Ирмос: Лицы израильтестии, невлажными стопами понт Чермный и влажную глубину прогнавше, всадники тристаты враги видяще в ней погружены, с веселием пояху: поим Богу нашему, яко прославися.
Глаголы животныя другом Христос и о Божественнем наказуя Царствии, рече: во Мне Отца познайте; Светом яко облистая неприступным, в радости поюще: поим Богу нашему, яко прославися.
Силою язык облечетеся, друзи ученицы, чудни же будете в богатстве их, яко славы наполнитеся, яко явлюся светлее солнца, облистая в радости поющих: поим Богу нашему, яко прославися.
Днесь Христос, на горе Фаворстей просияв ясно Божественною зарею, якоже обещася, учеником обнажи зрак, светоносныя же наполнившеся Божественныя зари, в радости пояху: поим Богу нашему, яко прославися.
Ин. Глас 8.
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Моисей, на мори пророчески видев облаком и столпом древле огненным славу Господню, вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Яко каменем, телом покрывся, обожением Невидимаго зря, Моисей Боговидец взываше: Избавителю и Богу нашему поим.
Ты на горе законней и на Фаворстей виден был еси Моисеем во мраце древле, во Свете же ныне неприступнем Божества.
Песнь 3.
Ирмос: Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою, сего ради утвердися в Господе сердце мое.
Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее, изменив, просветил еси древле естество и изменением зрака Твоего богосоделал еси.
Столпом огнезрачным и облаком древле иже в пустыни Израиля ведый, днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия.
Ин.
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Осеняющая слава в сени первее и Моисееви беседующи, Твоему угоднику, образ бысть облиставшаго неизреченно на Фаворе, Владыко, Твоего преображения.
Совзыдоша Ти, Слове Единородный, вышнии апостольстии верси на гору Фаворскую, и сопредсташа Ти Моисей же и Илия, яко Божия слуги, Едине Человеколюбче.
Бог Слово сый, весь землен бысть, всему Божеству смесив человечество во ипостаси Своей, юже во двою существу Моисей и Илия же видеша на горе Фаворе.
Седален, глас 4.
На горе Фаворстей преобразился еси, Иисусе, посреде Илии и Моисея премудрых, со Иаковом, и Петром, и Иоанном. Петр же, сопребывая, сия Тебе глаголаше: добро зде есть сотворити три сени: едину Моисею, и едину Илии, и едину Тебе, Владыце Христу. Иже тогда Свет Твой сим возсиявый, просвети души наша.
Песнь 4.
Ирмос: Услышах славное смотрение Твое, Христе Боже, яко родился еси от Девы, да от лести избавиши зовущия: слава силе Твоей, Господи.
Закон в Синаи писанием воображая, Христе Боже, во облаце, и огни, и мраце, и в вихре явился еси носим: слава силе Твоей, Господи.
Да увериши славное строение Твое, Христе Боже, яко Сый прежде век и Тойже на облаце восхождение положивый, на Фаворе неизреченно просиял еси.
Соглаголюще, предстояху раболепно Тебе, Владыце Христу, к нимже парою огня и мрака и тонким хладом беседовал еси: слава силе Твоей, Господи.
Возвещаху славное Креста ради Твоего, на Фавор пришедше, иже во огни Тя и купине древле предвидевый Моисей и взятый на колеснице огненней Илия, Христе.
Ин.
Ирмос: Из плоти Твоея лучи Божества /исхождаху пророком и апостолом. Тем начальницы, поюще, взываху: слава силе Твоей, Господи.
Иже купину сохранивый невреждену, прикоснувшуюся огню, Моисею богосиянную плоть показал еси, Владыко, поющему: слава силе Твоей, Господи.
Скрыся зарею Божества чувственное солнце, яко на горе Фаворе видев Тя преобразующася, Иисусе мой: слава силе Твоей, Господи.
Огнь, не опаляя вещи телесныя, виден бысть невеществен, якоже Моисею и апостолом явился еси, Илии же, Владыко, един от двою, во дву совершенну естеству.
Песнь 5.
Ирмос: От света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, во свете Твоем пути наша направи.
Пред лицем Твоим горы уклонишася, свет бо и пред ногами неботечныя лучи, Христе, солнца прииде, зрак землен яко прияти благоволил еси.
Се Спас, – вопияху Моисей и Илия учеником, на горе святей Фаворстей оглашаемым, – Христос, Егоже древле провозвестихом Сущаго Бога.
Неизменное естество, человеческому примешся, обильно невещественнаго Божества Свет изобнажив апостолом, неизреченно возсия.
Тя, присносущное сияние, во Отечестей славе ученицы яко видевше возсиявша, Христе, Тебе вопияху: во свете Твоем пути наша направи.
Ин.
Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся.
Ветийствующий язык Твоего величества не может вещати: яко бо, Держай живот и смертию Владый, представил еси на Фаворстей горе Моисея и Илию, свидетельствующия Твое Божество.
Иже руками невидимыми создав по образу Твоему, Христе, человека, началообразную Твою в создании доброту показал еси, не яко во образе, но яко Сам Сый по существу, Бог был еси и Человек.
Срастворився неслиянно, угль горящ показал еси нам Божества, попаляющ убо грехи, души же просвещающ, на Фаворстей горе, Моисея со Илиею, учеников же старейшия удивил еси.
Песнь 6.
Ирмос: Внегда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего.
Сияния паче солнца Свет яснейший, Спас, просияв на Фаворе, нас просветил есть.
Возшед на гору Фаворскую, преобразился еси, Христе, и, лесть всю омрачив, нас просветил еси.
Тя Бога познавше славнии апостоли, на Фаворе же, Христе, удивльшеся, колена преклониша.
Ин.
Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, /и из глубины зол возведи, молюся, /к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего.
Яко велие и страшное узреся видение днесь: с небесе убо чувственное, от земли же несравненное облиста Солнце правды мысленное на горе Фаворстей.
Прейде убо сень законная, изнемогшая, прииде же яве Христос истина, – Моисей возопи, на Фаворе видев Твое Божество.
Столп огненный – Христа преобразующася, облак же – яве благодать Духа, осенившую на Фаворе, предсказаша явленнейше.
Кондак, глас 7.
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Икос:
Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественнаго восхождения. Притецем к Петру и к Зеведеевым и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего, глас же услышим, егоже свыше слышаша и проповедаша Отчее сияние.
Песнь 7.
Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси.
Облиставшеся Светом неприступныя славы на Фаворстей горе, апостоли Христу вопияху: отец наших Боже, благословен еси.
Сиянием Божественнаго шума, и росодательным облаком, Христе, и зарею Твоею наслаждаеми, апостоли пояху: отец наших Боже, благословен еси.
В неприступном Свете, яко виде Тя Петр, на Фаворстей горе облиставша, Христе, возопи: отец наших Боже, благословен еси.
С Начальником жизни Христом суще, дети Зеведеевы, яко испусти зрака Свет, возгремеша: отец наших Боже, благословен еси.
Ин.
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиш, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Ныне видена быша апостолом невидимая Божества во плоти, на горе Фаворстей облиставша, вопиющим: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Ужасошася страхом, удивльшеся благолепию Божественнаго Царства, на горе Фаворстей апостоли, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Ныне неуслышанная услышана быша: без отца бо Сын от Девы Отеческим гласом славно свидетельствуется, яко Бог и Человек Тойже во веки.
Положением не был еси Вышняго, существом же Сын возлюблен, прежде Сый, нам приближился еси непреложно: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Песнь 8.
Ирмос: В Вавилоне отроцы, Божественною распалаеми ревностию, мучителя и пламене прещение мужески попраша и, посреде огня ввержени, орошаеми, пояху: благословите, вся дела Господня, Господа.
Мановением вся носяй, ногами пречистыми на гору взыде Фаворскую Христос, на нейже паче солнечныя лучи облиста лицем, иже закону старейшия и благодати показа поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.
Неприступною славою на горе явлься неизреченно Фаворстей, неодержимый и незаходимый Свет, Отчее сияние, тварь уяснив, человеки обожи, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.
Священнолепно стояще Моисей же и Илия на горе Фаворе, Божественныя начертание ясно ипостаси видевше, Христа, во Отечестей облиставша славе, воспеваху: благословите, вся дела Господня, Господа.
Иже во зраце Божественнаго ради явления лице прославися иногда Моисеово, Христос же, яко ризою, Светом и славою одевается, Света бо самодетелен Сый, озаряет поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.
От светородна облака Христа ученицы объята зряще на Фаворе и ницы на землю падше, ум просвещше, со Отцем Сего пояху и Духом: благословите, вся дела Господня, Господа.
Ин.
Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Услышавше, Владыко, от Отца свидетельствуема, и яко человеческа твердейша зрака зрети лица Твоего блистания не терпяще, Твои ученицы на землю ниц падаху, со страхом поюще: священницы, благословите, людие, превозносите во вся веки.
Царствующим еси Царь прекрасен и иже всюду владящим Господь силен, Блажен и во свете живый неприступнем, Емуже ученицы удивльшеся, Моисей же и Илия вопияху: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Яко Небом владущему, и землею господствующему, и над преисподними область имущему, Христе, предсташа Ти: от земли убо – апостоли, яко с Небесе же – Фесвитянин Илия, Моисей же – от мертвых, поюще согласно: людие, превозносите во вся веки.
Уныние раждающия печали на земли оставиша апостолов избраннии, Человеколюбче, яко Тебе последоваша, ко иже от земли преложению Божественнаго жития. Темже и, по достоянию Твоего Богоявления улучивше, пояху: людие, превозносите Его во веки.
Песнь 9.
Ирмос: Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко Плотоносец явися на земли и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.
Припев: Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа.
Ужасни новым светолитием внезапу ученицы освещшеся, друг друга зряху, удивльшеся же и к земли преклоньшеся, Тебе, Владыце всех, поклонишася.
Шум из облака посылашеся богогласен, извествуя чудо: Отец бо Светов, – Сей есть Сын Мой возлюбленный, – апостолом вопияше: того послушайте.
Новая видевше и преславная, глас Отеческий внушивше, на Фаворе Словесе слуги, изображение Первообразнаго, Сей есть, – вопияху, – Спас наш.
Образе непременный Сущаго, недвижиме, печать неизменна, Сыне, Слове, мудросте и мышце, деснице Вышняго, Сило, Тя воспеваем со Отцем же и Духом.
Ин.
Ирмос: Устрашися всяк слух неизреченна Божия снизхождения, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от девическаго чрева быв Человек. Темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем.
Да Твое покажеши яве неизреченное второе снитие, яко да Вышний Бог явишися, стоя посреде богов, апостол на Фаворе, Моисея же и Илию, неизреченно осиял еси. Темже вси Тя, Христе, величаем.
Приидите, Мне покоритеся, людие, возшедше на гору святую пренебесную, невещественно станем во граде Живаго Бога и узрим мысленно Божество невещественное, Отца и Духа, в Сыне Единороднем облистающее.
Привлекл еси любовию мя, Спасе, и пременил еси Божественным Твоим желанием, но попали огнем невещественным грехи моя и насытитися Твоея пищи сподоби, да, обое играя, величаю, Блаже, величия Твоя.
Светилен:
Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, Светом наставляющаго всю тварь.

праздник яблочный спас

Тропарь

Глас 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, // Светодавче, слава Тебе.

Кондак

Глас 7:
На горе преобразился еси, / и якоже вмещаху ученицы Твои, / славу Твою, Христе Боже, видеша, / да егда Тя узрят распинаема, / страдание убо уразумеют вольное, / мирове же проповедят, // яко Ты еси воистину Отчее сияние.

яблочный спас

Стихера на Великой вечерни

На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 4, преподобного Космы Маиумского.
Прежде Креста Твоего, Господи, / гора уподоблялась небу / и облако как шатер распростиралось. / Когда Ты преображался / и принимал свидетельство от Отца, / был там Петр с Иаковом и Иоанном, / ибо им предстояло быть с Тобою / и в час предания Твоего на смерть, / чтобы увидев дивные дела Твои, / не убоялись страданий Твоих, / которым удостой нас поклониться в мире / по великой Твоей милости. (2)
Прежде Креста Твоего, Господи, / взяв учеников на гору высокую, / Ты преобразился перед ними, / лучами силы озаряя их, / желая показать, как человеколюбием, так и могуществом, / светлость воскресения; / и нас, Боже, в мире того удостой, / как Милостивый и Человеколюбец. (2)
Гора, некогда мраком сокрытая и дымом, / ныне почитаема и свята, / на которой ноги Твои стояли, Господи; / ибо прежде веков сокровенное таинство / сделало напоследок явным / страшное Твое преображение / Петру, Иоанну, и Иакову. / Они, сияния лица Твоего не вынося / и блеска одежд Твоих, / лицами к земле склонялись, / и, охваченные изумлением, удивлялись, / видя Моисея и Илию, с Тобою собеседующих / о том, что должно было случиться с Тобой. / И голос от Отца свидетельствовал, говоря: / «Это Сын Мой возлюбленный, / в Котором Мое благоволение, Его слушайте, / Он и дарует миру великую милость!» (2)
На горе высокой преобразившись / в присутствии верховных учеников, / Ты славно просиял, Спаситель, / показывая, что высотою добродетелей блистающие / и Божественной славы удостоятся. / Беседовавшие же со Христом Моисей и Илия / открывали, что Он – над живыми и мертвыми владычествует, / и Богом, в древности через закон и пророков вещавшим является, / о Ком из светлого облака и свидетельствовал / голос Отца, говорящий: / «Послушайте Того, Кто Крестом пленит ад / и мертвым дарует жизнь вечную!» (2)
Слава, и ныне, глас 6, Анатолия
Прообразуя воскресение Свое, Христе Боже, / берешь тогда с Собою трех Твоих учеников / Петра, и Иакова, и Иоанна, / на Фавор взойдя. / И при Твоем, Спаситель, преображении / гора Фаворская светом озарялась. / Ученики Твои, Слово, / поверглись ниц, простершись на земле, / не вынося созерцания недоступного взорам образа. / Ангелы служили Тебе со страхом и трепетом, / небеса содрогнулись, земля затрепетала, / видя на земле Славы Господа.
Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:
1. Исхода чтение

Сказал Господь Моисею: «Взойди ко Мне на гору и стань там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал в законоположение им». И, встав, Моисей и Иисус, помощник его, взошли на гору Божию; и старейшинам сказали: «Пребудьте здесь в покое, пока мы не возвратимся к вам; и вот, Аарон и Ор с вами; если у кого случится тяжба, пусть приходят к ним». И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия на гору Синай. И покрывало её облако шесть дней, и призвал Господь Моисея в день седьмой из среды облака. Вид же славы Господней был как огонь пылающий на вершине горы пред лицом сынов Израилевых. И вошел Моисей в средину облака, и взошел на гору; и был там на горе сорок дней и сорок ночей. Исх 24:12–18

праздник яблочный спас

2. Исхода чтение
(В те дни) говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как если бы кто говорил со своим другом; и он удалялся в стан; служитель же его, Иисус, сын Навин, юноша, не отходил от скинии. И сказал Моисей Господу: «Вот, Ты мне говоришь: Выведи этот народ; а не открыл Ты мне, кого пошлешь со мною; но Ты мне сказал: Я знаю тебя ближе всех, и ты имеешь благоволение у Меня. Итак, если я обрел благоволение пред Тобою, покажи мне Себя Самого, дабы я воочию увидел Тебя, чтобы мог я обрести благоволение в очах Твоих; и чтобы я познал, что Твои люди – этот [великий] народ».
И говорит ему Господь: «Я Сам пойду пред тобою и упокою тебя». И сказал Ему: «Если Ты Сам не пойдешь с нами, то и не выводи меня отсюда. И как будет известно поистине, что обрели благоволение у Тебя и я, и народ Твой, если не по тому, что Ты пойдешь с нами? И будем тогда прославлены и я, и народ Твой более всех племен, сколько их есть на земле». Сказал же Господь Моисею: «И это слово, которое сказал ты, исполню тебе, ибо обрел ты благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя ближе всех». И говорит Моисей: «Покажи мне славу Свою». И сказал: «Я пройду пред тобою во славе Моей и назову имя «Господь» пред тобою; и кого буду миловать – помилую, и кого буду жалеть – пожалею!» И сказал: «Не сможешь ты увидеть лица Моего: ведь не может человек увидеть лицо Мое и жить». И сказал Господь: «Вот место у Меня, и стань здесь на скале; когда же будет проходить слава Моя, Я и помещу тебя в отверстии скалы, и покрою рукою Моей над тобою, доколе не пройду; и сниму руку Мою, и тогда ты увидишь то, что сзади у Меня, а лицо Моё не будет видимо тебе».
И, встав на рассвете, Моисей рано утром взошел на гору Синай, как назначил ему Господь. И сошел Господь в облаке, и предстал Ему там (Моисей), и призвал имя Господне. И прошел Господь пред лицом его и воззвал: «Господь, Бог сострадательный и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный!» И поспешил Моисей приникнуть к земле и поклонился Господу. Исх 33:11–23; 34:4–6, 8

девушка молиться

3. Третьей книги Царств чтение
В те дни приходит Илия в Вирсавию, которая в земле Иуды, и оставил он отрока своего там. И сам прошел в пустыне путь дневной, и пришел, и сел под можжевельником. И лег, и уснул там, под тем растением. И вот, некто коснулся его и сказал ему: «Встань, ешь и пей!» И взглянул Илия, и вот, у головы его лепешка из полбы и кувшин воды. И встал он, и поел и напился; и, повернувшись, заснул.
И возвратился Ангел Господень во второй раз, и коснулся его, и сказал: «Встань, и ешь, и пей, ибо долгий пред тобою путь». И встал он, и поел, и напился; и прошел, укрепившись тою пищей, сорок дней и сорок ночей до горы Хорива. И вошел он там в пещеру, и остановился в ней. И вот, было слово Господа к нему, и сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним; и вот, Господь пройдет; и ветер великий и сильный, раскалывающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; и после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; (и после землетрясения огонь, но не в огне Господь;) и после огня звук легкого дуновения, и там Господь».
И было, когда услышал это Илия, закрыл он лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у пещеры. И сказал Господь ему: «Иди и возвращайся на путь свой; и придешь на путь пустыни Дамасской, и помажешь Елисея, сына Сафатова, в пророка вместо себя». 3 Цар 19:3–9, 11–13, 15–16

много яблок

Стихиры на литии самогласные, глас 2
Светом Своим всю вселенную освятивший, / на горе высокой преобразился Ты, Благой, / показав ученикам Своим могущество Свое, / ибо Ты мир избавляешь от преступления. / Потому мы взываем Тебе: / «Милосердный Господи, спаси души наши!»
На горе Фавор преобразившийся во славе, Христе Боже, / и показавший ученикам Твоим славу Твоего Божества, / озари и нас светом Твоего познания / и направь на путь заповедей Твоих, / как единый Благой и Человеколюбец!
Свет, бывший прежде солнца, Христос, / живя во плоти на земле / и прежде Креста все, относящееся к Своему повергающему в трепет замыслу, / совершив, как подобает Богу, / в сей день на горе Фавор / таинственно показывает образ Троицы, / трех совершеннейших из учеников, / Петра, и Иакова, и Иоанна, / с Собою на нее возводя наедине. / И, отчасти сокрыв принятую плоть, / преобразился перед ними, / являя совершенство первоначальной красоты, / хотя и не со всею полнотою, / одновременно удостоверяя их, но также и щадя, / да не лишатся и зрения, и жизни, / и лишь насколько могли они вмещать / и телесные их очи выносили. / И величайших из пророков, Моисея и Илию, привел, / согласно свидетельствующих о Его Божестве, / и что Он – истинное Сияние сущности Отца, / владычествующий над живыми и над мертвыми. / Потому и облако, как шатер, покрыло их, / и глас Отца раздался свыше / из облака громогласно свидетельствующий и говорящий: / «Это Тот, Кого Я родил не по земным законам / из чрева прежде утренней звезды, / Сын возлюбленный Мой, / Кого Я послал спасти / во имя Отца, и Сына, и Духа Святого принимающих крещение / и исповедующих с верою, / что нераздельна единая власть Божества, / Его послушайте!» / Ты же Сам, Человеколюбец Христе Боже, / и нас озари Светом неприступной Твоей славы / и достойными наследниками покажи / бесконечного Царства Твоего, как Преблагой!
Слава, глас 5
Придите, взойдем на гору Господню / и в дом Бога нашего / и увидим славу преображения Его, / славу как Единородного от Отца; / светом примем Свет / и, возвышенные духом, / Троицу Единосущную будем воспевать вовеки.
И ныне, глас тот же
О Тебе, Христе, / как о Закона и пророков Творце и Исполнителе, / засвидетельствовали, видя Тебя во облаке при Твоем преображении, / Моисей Боговидец и Илия, / на огненной колеснице неопалимым на небеса восшедший. / С ними и нас Твоего просвещения удостой, Владыка, / чтобы нам воспевать Тебя вовеки.

праздник на улице

Стихиры на стиховне самогласные, глас 1
Тот, Кто в древности беседовал / с Моисеем на горе Синае посредством образов, / говоря: «Я – вечно Существующий», / в сей день на горе Фавор преобразившись пред учениками, / показал первоначальную красоту Божия образа / в воспринятой на Себя человеческой природе / и, поставив свидетелями такой благодати Моисея и Илию, / сделал их участниками радости, / предрекающими завершение Твоего служения через Крест / и спасительное Воскресение.
Стих: Твои – небеса, / и Твоя – земля. Пс 88:12А
Твое, Единородного Сына, пришествие / во плоти к людям предвидя Духом, / Богоотец Давид издалека к веселью созывает все творение / и пророчески восклицает: / «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются». / Ибо, взойдя на эту гору с учениками Твоими, / Ты, Спаситель, потемневшее Адамово естество, / преобразившись, вновь блистающим соделал, / претворив его в славу и сияние Твоего Божества. / Потому мы взываем Тебе: / «Создатель всего, Господи, слава Тебе!»
Стих: Фавор и Ермон / о имени Твоём возрадуются. Пс 88:13Б
Нестерпимое излияние Твоего света / и неприступное Божество, Безначальный Христе, / созерцая на горе преображения, / избранные из Апостолов изменились Божественным восторгом / и, облаком светлым озаренные, / слышали отеческий глас, / подтверждающий таинство Твоего вочеловечения, / что Ты – Един и по воплощении, / Сын Единородный и Спаситель мира.
Слава, и ныне, глас 6
Петру, и Иоанну, и Иакову, / избранным ученикам Твоим, Господи, / в сей день показал Ты на горе Фаворе / славу Божественного Твоего облика: / ибо видели они одежды Твои, засиявшие, как свет, / и лицо Твое – ярче солнца; / и не вынося созерцания нестерпимого Твоего блеска, / на землю падали, совсем не в силах смотреть. / Голос же слышали, свидетельствующий свыше: / «Это – Сын Мой возлюбленный, / пришедший в мир спасти человека!»

Тропарь, глас 7
Преобразился Ты на горе, Христе Боже, / показав ученикам Твоим славу Твою, / насколько это было для них возможно. / Да воссияет и нам, грешным, / свет Твой вечный, / по молитвам Богородицы; / Податель света, слава Тебе! (3)
И чтение праздника.

Паремии

Паремии – фрагменты текста из Библии, используемые церковнослужителями для чтения на богослужениях. В них раскрывается причина празднования или объясняются ключевые фрагменты того или иного действия. На Яблочный спас читаются 3 паремии.

яблочный спас

1.
И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.
2.
И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии. Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»; итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой. [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]. И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу].
3.
Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей]. И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь [и пей], ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]. Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя.

батюшка в храме

Иконография

Как и любое другое значимое событие в христианстве, Преображение Господне запечатлено в иконописном формате, для просвещения будущих поколений.

Первую сохранившуюся на сегодняшний день композицию, отображающую описываемые в Библии события, можно найти в Итальянском городке под названием Равенна. Там находится базилика Святого Аполлинария, в которой и размещена икона, выполненная в виде огромной мозаики. На ней изображен большой круг, внутри которого нарисован крест. Над кругом проплывают облака, среди которых можно разглядеть руку Бога, благословляющую Иисуса на его дальнейшие свершения.

Внизу и по бокам круга нарисованы деревья и животные, а также фигура первого епископа Равенны – святого Аполлинария. Над ними парят фигуры пророка Илии и Моисея. Многие в недоумении ищут фигуру Иисуса Христа и его последователей, не подозревая, что крест и означает Сына Божьего, а ягнятами являются пришедшие с ним на гору апостолы.

икона в храме

Народные традиции и обычаи

Важную роль в праздновании Яблочного спаса играют традиции и обычаи, формировавшиеся на протяжении многих сотен лет. На сегодняшний день принято отмечать Яблочный спас следующим образом:

  1. В храм приносят плоды, собранные с нового урожая, в основной массе которых находятся яблоки или хлебные колосья.
  2. Вечером люди выходили в поля и под песни и пляски провожали лето до самого заката солнца.
  3. Перед храмами организовывались большие столы, на которых прихожане оставляли часть принесенного с собой урожая. Он освящался местными священниками, а после раздавался нуждающимся и неимущим гражданам, не способным прокормить себя самостоятельно.
  4. В яблочных садах устанавливалась икона, изображающая Преображение Господне, после чего там происходил праздничный молебен.
  5. По окончанию молебенных песнопений прихожане приступали к сбору урожая.

Поговорки и пословицы

Славянская культура славится любовью к пословицам и поговоркам, которые сочинялись для любого мало-мальски важного события. Не обошел народный фольклор и Яблочный спас, в честь которого были придуманы следующие строки:

  1. На Яблочный спас и нищий нищего яблоком угостит.
  2. Второй спас – всему час.
  3. Каков Второй спас, таков и январь.
  4. Второй спас шубу припас.
  5. Каков Яблочный спас, таков и Покров.
  6. На Яблочный спас готовь рукавицы про запас.
  7. На Яблочный спас в церкви освящаются стручки гороха, мед и яблоки.

яблочный спас

Спасо-Преображенские храмы на Руси

В честь Преображения Господня и празднования Яблочного спаса на Руси было построено множество великих храмов, среди которых особенной красотой отличаются:

  1. Храм в Чернигове.
  2. Храм на острове Кижи.
  3. Храм в Полоцке.
  4. Храм в Великом Новгороде.
  5. Храм в Муроме.
  6. Храмы в районе Старой Москвы.

Каждый из них представляет собой вершину архитектурного и церковного зодчества, что требует более детального рассмотрения.

В Чернигове

Один из старейших храмов, посвященных Преображению Господню – Спасо-Преображенский собор, расположенный в городе Чернигов. Его возвели примерно в 1040 году, по велению князя Мстиславля.

Он сохранился по сей день, но не в первозданном виде, так как часть храма сгорела в 1756 году, и здание пришлось серьезно ремонтировать.

Спасо-Преображенский собор

Удалось сохранить часть старых декораций украшающих храм, включая колонны, фрески и части напольного покрытия. По приданиям, в стенах монастыря покоятся тела князей Игоря Черниговского и Игоря Северского, упоминание о котором встречается в знаменитом «Слове о полку Игореве».

В Полоцке

Данное творение древних зодчих датировано серединой 12 века, имеет скромные, по сравнению с остальными храмами, габариты. Отличительной особенностью храма в Полоцке является несоответствие внешних габаритов с внутренними объемами. Внутри церковь кажется существенно больше, что бросается в глаза всем прихожанам. Структура храма и внутреннее убранство полностью сохранены, имеются лишь небольшие надстройки в районе крыши.

Храму удалось избежать сноса по причине ветхости конструкции, и местными властями было принято решение отреставрировать его, чтобы сохранить это наследие духовной культуры для потомков.

В Великом Новгороде

Храм в Великом Новгороде возведен в 1198 году князем Ярославом, а его постройка была приурочена памяти двум его сыновьям, погибшим при печальном стечении обстоятельств. Храм стал быстро знаменит среди ценителей иконописного искусства и древнего зодчества, благодаря поразительной красоты фрескам, полностью покрывающим его стены.

Храм в Великом Новгороде

Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен, и от былого величия остался один обгоревший фундамент. В архивах удалось сохранить некоторые изображения покрывавших стены росписей, которые в дальнейшем не раз анализировались специалистами. Позже храм был восстановлен, а в 2004 году его даже включили в список Международного Наследия, формируемого ЮНЕСКО.

На острове Кижи

Еще одно уникальное по своей архитектуре церковное сооружение, заслужившее место в списках ЮНЕСКО, располагается на острове Кижи, который находится в водах Онежского озера. Храм построен исключительно из дерева и, по преданиям, строитель не использовал никаких подручных инструментов, кроме топора. Этот топор по окончании строительства был выброшен в воду, чтобы никто не смог с его помощью возвести такую же чудесную церковь. Высота храма составляет 37 метров, а его крышу венчает более двух десятков глав.

Старой Москвы

Старая Москва была знаменита постройкой большого количества Спасо-Преображенских храмов, большая часть из которых не сохранилась. Самым знаменитым был монастырь на Бору, который долгое время служил местом погребения женщин княжеских кровей. К сожалению, постройку не удалось сохранить, и она была разрушена в эпоху СССР.

Старой Москв

В Муроме

Построен сыном князя Владимира, являющегося основоположником христианской религии на Руси. О его существовании упоминается в самых древних манускриптах того времени, некоторые из которых датированы 1096 годом. Во время проведения церковных реформ храм долго считался одним из центров старообрядческой веры, пока его настоятель не написал прошение о престолосложении.

Храмы и монастыри старообрядцев

При упоминании старообрядцев и Преображения Господня на ум приходят храмы, расположенные в:

  1. Брянской области.
  2. Костроме.
  3. Республике Марий Эл.
  4. Москве.

Известнее всех считается Преображенский богаделенный дом, который долгое время считался главным центром старообрядческой веры среди прочих храмов, располагающихся в пределах города Москвы.

храм большой

Что можно и нельзя делать

При праздновании Яблочного спаса в 2022 году нужно:

  • ходить в церковь;
  • освящать яблоки и мед;
  • готовить из яблок пироги, каши и различные напитки;
  • очищать дом от скверны, проводя священный ритуал.

Запрещается:

  • работать;
  • строить;
  • вышивать;
  • вкушать жирную пищу;
  • убивать насекомых, особенно это касается мух.

Обратите внимание! Считается, что если муха села на руку человека 2 раза, то его ждет удача в течение следующего года.

Плохо
0
Интересно
0
Супер
0
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий