Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

Всенощным бдением называют особый вид богослужения, которое проводится вечером перед особенно важными церковными праздниками. Эту службу называют именно так, потому что в древние времена она начиналась поздним вечером и длилась всю ночь до самого рассвета. Стоит учитывать, что это церковное таинство характеризуется особой структурой и проводится по целому ряду правил.

Что это такое

Этот церковный обряд представляет собой особый вид богослужения, который проводится по вечерам перед особенно почитаемыми праздниками. Таинство заключает в себе два вида богослужений – вечернее и утреннее. Они осуществляются при большем освещении храма, чем в остальные дни.

Изначально этот ритуал получил такое название из-за того, что он начинался поздним вечером и продолжался в течение всей ночи вплоть до самого рассвета. Однако впоследствии внимание обратили на немощи прихожан и сократили продолжительность. Однако название таким и осталось.

В большинстве случаев этот вид божественной литургии проводится перед такими датами:

  • храмовые праздники;
  • воскресные дни;
  • двунадесятые праздники;
  • праздники, отмеченные особым знаком в Типиконе;
  • любые церковные события по пожеланию настоятеля храма и в соответствии с местными традициями.

Для рассматриваемого ритуала характерен целый ряд отличительных особенностей. К ним относят следующее:

  1. После проведения вечерни освящается растительное масло, вино, хлеб, пшеница.
  2. При полном соблюдении правил всенощного бдения читаются отрывки из Евангелия во время утрени. Также требуется петь великое славословие. Человек в нем благодарит Господа за прожитый день. Помимо этого, он просит Господа защитить его от грехов.
  3. После службы верующих помазывают елеем.

Описание Вечерни

Этим термином называют часть всенощного бдения, которая содержит отсылку к событию сотворения мира, описанному в Ветхом Завете. Тут вспоминается грехопадение Адама и Евы. К тому же люди получают сбывшуюся надежду на приход Спасителя.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

В начале Вечерни раскрывают Царские врата. Диакон и священник молча кадят престол и алтарь. Проведение этого ритуала в полной тишине служит олицетворением начала создания мира Господом.

Нарушение тишины происходит, когда батюшка встает перед престолом и славит Господа, Создателя мира. После этого он 3 раза просит людей поклониться Богу, Его сыну Иисусу Христу. После чего хор исполняет 103 псалом, который посвящен сотворению мира. В этот момент батюшка уходит с алтаря и выполняет каждение церкви и людей. Происходящие события служат для верующих напоминанием о блаженстве райской жизни. Царские врата оставляют открытыми. Это считается символом того, что тогда вход в рай был доступен всем.

После чего Царские врата затворяют. Это символизирует первородный грех, совершенный Адамом и Евой, которых искусил Дьявол. Этот этап праздничного богослужения представляет собой символ их низвержения Господом из рая.

Как и первый человек, который встал перед закрытыми воротами рая, диакон читает великую и малую ектению. Он делает это перед Царскими вратами. Также диакон проводит каждение храма. Участники службы обращаются к Господу. Эта часть таинства служит воплощением сложностей, которые испытали люди после того, как их изгнали из рая. Тогда же, помимо грехов, появились муки и болезни.

Каждение

Каждение храма выполняется при исполнении псалмов. При этом Царские врата остаются отворенными. Такое действие служит для напоминания прихожанам о Святом Духе, который витает над творением Господа. Раскрытые Царские врата выступают символом рая – прямого общения человека и Господа, которое было характерно для Адама и Евы. Непосредственно после каждения Царские врата закрывают. Это считается символом того, как первородный грех закрыл райские двери для людей и отдалил их от Господа.

Все действия и песни, которые исполняются в начале службы, символизируют космическую суть православного храма. Он является реальным воплощением мироздания. Алтарь с престолом выступают символами рая и неба, в которых наблюдается царствование Бога, священнослужители воплощают ангелов – служителей Господа. При этом центральная часть храма выступает символом земли и людей.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

После того как сын Господа, Иисус Христос, совершил искупительную жертву, людям был возвращен рай. Символом этого считается схождение священнослужителей из алтаря к прихожанам. Этот процесс напоминает Божественный свет, который источали одежды Христа на горе Фаворе.

Вечерний вход

После исполнения стихов «Господи воззвах» наступает черед стихир. Этим термином называют новозаветные песни, которые посвящаются православному празднику. В конце исполняется стихира, которая посвящается Божьей Матери. Она называется «догматик» или «богородичен». Тут описано рождение Спасителя от Девы Марии. При исполнении этой стихиры снова раскрывают Царские врата, и стартует вечерний вход.

На этом этапе священнослужитель находится на амвоне и благословляет вход. После чего он преодолевает врата. Хор в это время исполняет песнопение, которое посвящается сыну Господа – Иисусу Христу.

Вечерний вход служит олицетворением ожидания появления Спасителя перед миром и символизирует его рождение для спасения людей. Кадило выступает воплощением молитв прихожан. Они, как фимиам, направляются к Господу. Дополнительно это считается символом нахождения Святого Духа в церкви.

После этого исполняется прокимен. После чего по большим праздникам читаются паремии. Они представляют собой избранные фрагменты Библии, в которых рассказываются пророчества или присутствуют ассоциации, относящиеся к празднику. Далее читается сугубая ектения и произносится молитва «Сподоби, Господи…».

Лития

На следующем этапе диакон произносит просительную ектению. В крупные православные праздники читается лития. Этот термин означает на греческом языке «общее моление». Лития непременно читается в западной части церкви. Ее суть с давних времен кроется в том, чтобы дать кающимся шанс принять участие во всеобщей молитве по великим праздникам.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

На следующем этапе осуществляется благословление и освящаются 5 хлебов, вино, елей, пшеница. Таким образом отдается дань памяти раздавать пищу паломникам, которым довольно часто приходится преодолевать значительные расстояния. Благодаря этому ритуалу они могли поесть во время службы.

В конце вечерни произносится молитва Симеону Богоприимцу. Также читается трисвятой и «Отче наш». После этого произносится молитва «Богородице Дево, радуйся» и трижды поется молитва праведного Иова. В конце священнослужитель благословляет прихожан. Молитвы Симеону и Богородице служат подтверждением выполнения Господом обещания направить на землю Иисуса Христа, который спасет человечество.

Описание Утрени

Следующей составляющей Всенощного богослужения считается Утреня. Она служит отсылкой к новозаветным временам и символизирует явление Иисуса Христа в мир, чтобы спасти человечество. Также тут описывается Его удивительное Воскресение.

В начале Утрени есть прямое указание на Рождество Христово. В начале прославляются ангелы, которые предстали перед пастырями из Вифлеема. После этого произносится шестопсалмие. Оно включает 6 избранных псалмов царя Давида. Тут отображается греховное состояние людей, которое наполнено бедами и невзгодами. При этом они выражают надежду на милосердие Господа. Прихожанам требуется внимать этим псалмам с особенным трепетом.

После этого исполняется краткая песнь о том, как Иисус Христос явился людям. Она звучит громко и радостно. На следующем этапе исполняется тропарь. Он представляет собой песнопение в честь праздника или великомученика. Также произносятся кафизмы. Они являются отдельными составляющими псалтыря и включают ряд псалмов, которые идут в определенной последовательности.

Чтение кафизм направлено на то, чтобы люди задумались о своем греховном состоянии. Также благодаря этому у прихожан появляется надежда на милость и помощь Господа. Само слово означает сидение. Это связано с тем, что в этот момент богослужения разрешается сидеть.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

После завершения кафизм диакон читает малую ектению, а затем наступает черед полиелея. На греческом языке это слово означает «многомилостие». Также его можно трактовать как «многое освещение».

Описание Полиелея

Полиелей представляет собой наиболее важную и праздничную часть богослужения. Она славит милость Творца, которая проявилась в пришествии Сына Господа на землю. Он спас людей от власти смерти и дьявола.

Вначале поются хвалебные стихи. Они прославляют Господа, поскольку Он благ. Во время пения таких стихов в церкви зажигаются все светильники и открываются Царские врата. При этом священник, перед которым идет диакон со свечой, покидает алтарь и выполняет каждение по церкви. Это служит символом благоговения к Господу и святым.

Величание

Во время праздников, посвященных Господу и Богородице, после полиелея поется величание. Также это происходит во время отмечания памяти особенно почитаемых святых. Величанием называют короткий стих, который восхваляет праздник или великомученика. Вначале его поют священнослужители из центральной части храма. При этом они стоят перед образом, посвященным празднику. После чего при каждении храма хор много раз произносит данный текст.

Чтение Евангелия

Кульминацией Всенощного бдения считается чтение Евангелия. Тут присутствует глас апостолов, которые выступали проповедниками воскресения Иисуса Христа – сына Господа. В воскресные дни Евангелие читается одиннадцать раз. На протяжении года это поочередно делается на субботних всенощных службах поэтапно. При этом повествуется о Воскресении сына Господа, Иисуса Христа, и о том, как он являлся женам-мироносицам и своим ученикам.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

Воскресное Евангелие читается из алтаря, поскольку это основной элемент православного храма, который служит воплощением Гроба Господа. В остальные праздники этот ритуал проводится среди людей, так как в центральной части церкви ставится икона почитаемого святого. Также может использоваться образ, посвященный особому событию, суть которого зачитывается из Евангелия.

После чтения батюшка выносит Священную книгу. Священнослужитель выходит из алтаря и несет в руках Евангелие. Прихожане склоняют головы и целуют его. На этом этапе поется «Воскресение Христово видевше».

После полиелея торжественность ритуала нарастает и увеличивается радость от общения с сыном Господа. Эта часть службы служит воплощением схождения неба в образе Иисуса Христа на землю. Церковь говорит прихожанам, что во время слушания песен полиелея требуется постоянно учитывать грядущий день и Трапезу вечности. Ею является Божественная Литургия. Это таинство не только служит символом Царства Небесного на земле, но и представляет собой полное земное свершение.

Чтобы встретить Царствие Небесное, требуется преисполниться атмосферой покаяния и сокрушения. Потому непосредственно после «Воскресение Христово видевше» требуется читать 50 псалом. Вначале этого текста идут слова «Помилуй мя, Боже». Только на Пасху и в течение недели после этого 50 псалом не читают. Это связано с тем, что церковь в этот момент разрешает верующим преисполниться беспечальным и полным радостным восторгом.

Покаянный псалом завершается молитвами о том, чтобы получить заступничество апостолов и Божьей матери. Затем снова повторяется его первый стих. После этого читается стихира «Воскрес Иисус от гроба…». Тут сочетается торжество с покаянием. Согласно замыслу Церкви, Христово Воскресение освятило природу всех, кто с ним соединен. Это продемонстрировано в каноне – важной составляющей части Всенощного богослужения.

Чтение канона

Чудо Воскресения сына Господа, Иисуса Христа, стало символом освящения человеческой природы. Ее Церковь показывает верующим в следующей части службы, которая идет после Евангелия, – «каноне». Сегодня он включает 9 од или песен. Каждая из них содержит конкретное количество тропарей или строф.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

Каждый канон обладает конкретным предметом прославления. К ним относятся Святая Троица, молитва Божьей Матери, церковный праздник, ублажение святого конкретного дня. В канонах славится Христово Воскресение и освящение мира, следующее за ним. Они посвящены победе над грехом и смертью.

В канонах, которые читаются по особым церковным праздникам, детально освещены суть даты и особенности жития святого. Это служит образцом преображения мира, которое уже происходит. В таких канонах звучит торжество Церкви. При этом она наблюдает за отголосками такого преображения и победой Иисуса над грехом и смертью.

Каноны требуется читать. Но первые стихи отдельных песен исполняются хором. Они получили название «ирмосы». Данное слово имеет греческое происхождение и переводится как «связывать». Ирмос представляет собой образец для всех дальнейших тропарей этой песни.

Образцом для первого стиха канона считается конкретное событие из ветхозаветного Священного Писания. В нем присутствует символический смысл для Нового Завета. К примеру, ирмос первой песни описывает, как евреи чудесным образом перешли через Красное море. При этом Господь упоминается тут как могущественный освободитель от зла и порабощения.

Ирмос второй песни базируется на песни Моисея, которая носила обличительный характер и исполнялась в пустыне Синая. Он изрек этот текст для того, чтобы пробудить у евреев, которые покинули Египет, чувство раскаяния. Вторую песнь исполняют только в период Великого Поста.

При этом в основе ирмоса третьей песни лежит благодарность Анны, которая является матерью пророка Самуила, за то, что Он послал ей сына. Четвертый ирмос включает христианское толкование события, когда Господь явился пророку Аввакуму. Господь предстал перед ним в лучах солнечного света. Это событие Церковь рассматривает как славу прихода Спасителя.

Особенности всенощного бдения и когда оно проводится, из чего состоит

Мотив пятого ирмоса канона позаимствован из книги Исаии. Тут сын Господа, Иисус Христос, выступает миротворцем. Также песнь включает пророчество относительно воскресения из мертвых. Шестой ирмос включает историю Ионы. Пророка бросили в море, и там его проглотил кит. Это должно служить напоминанием христианам о падении в греховную бездну.

Ирмосы седьмой и восьмой частей канона базируются на песни трех отроков, которые попали в огненную печь. Это служит прообразом мучения Христа. Ирмос девятой песни всегда служит прославлением Богоматери.

Всенощное бдение представляет собой важное богослужение, которое происходит по важным церковным праздникам или в даты памяти особо почитаемых святых. Также есть дни почитания Господа и Божьей Матери. Эта служба отличается четкой структурой и последовательностью действий.

Плохо
0
Интересно
0
Супер
0
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Вотсапнуть
Запинить
Добавить комментарий